Судно «Фрам» уникально. Да мы о неуникальных-то и не пишем особо.

Эта исследовательская парусно-моторная шхуна запомнилась прежде всего тем, что дрейфовала в льдине, как бы являясь её частью, с востока на запад в Северном Ледовитом океане, почти подойдя к Северному полюсу. «Фрам» является самым прочным деревянным судном всех времён и народов. Таким его сделали для того, чтобы он был не проломлен льдами в момент вмерзания.

Одним из главных идейных вдохновителей и создателей «Фрама» является норвежский исследователь Фритьоф Нансен, который, изучая арктические течения, хотел доказать, что льдины дрейфуют с востока на запад и проходят при этом практически через Северный полюс. В 1893-1896 годах дойдя вдоль северного берега России до Новосибирских островов, команда Нансена «пришвартовала» корабль к одной из льдин, всё остальное сделала природа.

Дрейф «Фрама» до острова Шпицберген длился несколько лет. При этом судно всё-таки не прошло через полюс, поэтому Нансен в какой-то момент «спешился» и на санях доехал до полюса, вернувшись на архипелаг Земля Франца-Иосифа по прямому пути, оставив кораблю возможность достичь Норвегии самостоятельно.

«Фрам» также участвовал в экспедиции по исследованию Канадского Арктического архипелага под руководством Отто Свердрупа в 1898-1902 годах. Ещё одним значимым походом считается путешествие к берегам Антарктиды экспедиции ещё одного норвежского исследователя Руаля Амундсена в 1910-1912 годах.

Корабль постоянно перестраивался и модернизировался в зависимости от условий той или иной экспедиции. Какое-то время он пробыл в Аргентине, после чего был перебазирован в Норвегию, где долгое время стоял на приколе. В 1930-м году «Фрам» был отреставрирован, а в 1935-1936 годах перемещён в Осло, где был открыт одноимённый музей (Музей Фрама), в котором корабль шхуна находится и по сей день.