Продолжая тему торговых войн (было недавно про запрет судозахода в украинско-российско-европейские порты), расскажем ещё одну историю из личного опыта.

Когда турки сбили наш самолёт, и наши демонстративно пытались запретить ввоз их помидоров, нам в проработку упал запрос на перевозку асфальто-бетонного завода из Турции в Краснодарский край. Официально ввоз турецких товаров тогда не был запрещён, но кулуарно по таможне пошли распоряжения о том, чтобы все турецкие товары оформлять «по-максимуму».

То есть допустим, груз пришёл в порт (а груз — это завод в разобранном виде в количестве тридцати контейнеров и десяти негабаритных мест, к примеру). Его можно оформить за один-два дня, если не выпадет никаких рисков в таможенной программе (подали декларацию и выпустили). А можно оформлять с полным досмотром, с подтверждением стоимости ещё с множеством мер, в результате чего завод пролежит в порту не два дня, а сорок. И за всё это время хранения в порту надо будет заплатить.

Все брокеры хором тогда нам сказали, чтобы мы даже не думали к ним с турецкими товарами соваться.

Заказчик стал искать выход. Основной производитель этого завода находился в Италии. Поэтому был рассмотрен следующий вариант: часть завода произвести в Турции, довезти эту часть в Италию, там произвести остальное, а потом это всё по документам «совместить в одно целое», чтобы он стал «Made in Italy» с турецкими комплектующими (это уже таможенные дебри, не будем в них влезать, а то напишем роман, но самое главное, что это законно), далее отвезти это по земле в какой-нибудь Гамбург или Любек (где-нибудь на севере Европы, потому что в южные порты с таким блудом не стоило даже пытаться лезть), поставить на паром до Питера, там растаможить, как итальянский груз, и дальше машинами до Краснодарского края.

А теперь посмотрите на карту … сравните маршрут из Турции в Краснодарский край напрямую через Чёрное море с аналогичным маршрутом, проходящим через Италию, Германию, Балтийское море, Питер и европейскую часть России.

Новый вариант перевозки стоил бы раз в пять дороже. Но всё равно дешевле, чем хранение в порту, которое светило бы турецкому заводу.

В итоге малый и средний предприниматель отказался перед выбором: довезти и потерять хренову тучу денег или просто забить на это и не везти. Заказчик выбрал второй вариант и отказался от этого геморроя.

Вы скажете: «Это же ради родины! Как же патриотизм?!». Все бы ничего, только во время этих «напряженных отношений» российские около-гос компании продолжили инвестировать в совместные гиперпроекты, такие как Турецкий поток или АЭС Аккую.

А потом наши с ними вроде как помирились и по слухам даже спасли их от революции … но это уже совсем другая история.